Одним из самых надежных и распространенных видов соединения конструкций из металла является электродуговая сварка. Процесс происходит на молекулярном уровне за счет воздействия на металл высоких температур. В статье рассмотрим, какие виды сварки бывают и их основные характеристики.

Классификация видов сварки:

  • MMA (ручная),
  • TIG (аргонная),
  • MIG-MAG (полуавтоматическая).

Рассмотрим их подробнее.

MMA

Один из самых простых видов сварки. Используют в быту и на производствах, где не требуется высокая производительность. 

Сварочный процесс происходит с помощью специального аппарата и электрода. На последний подают высокое напряжение, что приводит к его розжигу. Раскаленный электрод прижимают к стыку свариваемой основы. Расходник расплавляется сам и плавит материал конструкции, образуя надежное соединение — сварочный шов.

Классификация сварочных аппаратов и электродов для ММА

Выделяют три основных вида аппаратов для электродуговой сварки:

  • инверторы — компактны, оснащены функциями быстрого розжига и форсажа дуги. Есть встроенная защита от залипания электрода;
  • сварочные трансформаторы — служат для преобразования переменного тока до значений, подходящих для сварки (из 380 и 220 В в 60–75 В);
  • сварочные выпрямители — в зависимости от модели оснащены функциями горячего старта, антизалипания, снижения напряжения холостого хода.

При работе на сварочном аппарате важно не допускать его перегрева. Иначе оборудование быстро выйдет из строя. Данный вид сварки подходит для работы с черным металлом, высокоуглеродистой и низкоуглеродистой сталью, алюминием.

При использовании электродугового метода необходимо правильно подобрать электрод. Выбирают его исходя из материала свариваемой конструкции. Оснастка имеет вид металлического стержня.

Классификация электродов по составу оболочки:

  • рутиловая — основным компонентом является двуокись титана; 
  • основная — из ферросплавов и соединений фтора с кальцием;
  • кислая — на основе ферромарганца, оксида алюминия и кремния;
  • целлюлозная — состоит из целлюлозы и органических веществ (древесной муки);
  • смешанная — из нескольких видов покрытий.

 Чаще применяются электроды с рутиловой и основной обмазкой, реже — с кислой и целлюлозной.

Основные преимущества и недостатки метода

ММА широко используется и профессионалами, и новичками. К ее достоинствам относятся:

  • простота в использовании;
  • большой выбор оборудования и комплектующих;
  • возможность работы в труднодоступных местах и под любым углом;
  • невысокая цена сварочного аппарата и расходников;
  • компактные размеры сварочного оборудования.

При всех положительных свойствах у ММА есть и минусы: после сварки шов требует дополнительной обработки, так на нем образуется темная пористая корка — шлак.

TIG

Сварку выполняют вольфрамовым или графитовым электродом в среде инертных и активных газов (аргон, гелий, углекислота). Из всех видов чаще применяют чистый аргон. Такой способ не предполагает использование плавящихся электродов и проволоки в отличие от ММА и MIG-MAG.

Вольфрамовый и графитовый электроды не поддаются плавлению, поэтому в качестве усиления шва используют присадочный материал. TIG может применяться для аргоновой сварки алюминия, черного металла, легированной стали и меди.

Для работы используют аппараты, в которых можно применить газ и неплавящиеся электроды. Чаще всего это выпрямители и инверторы. На такие устройства наносят маркировку TIG.

Плюсы и минусы 

Основным плюсом TIG является тонкий и аккуратный шов. Поэтому она применяется в машиностроении, судостроении и авиастроении. Если перечислять остальные преимущества метода, нужно указать следующие моменты:

  • сваривает разные виды материалов между собой;
  • дает чистый шов, не требующий обработки;
  • выполняется при невысокой температуре плавления, которая исключает деформацию изделий;
  • подходит для сварки тонких и толстых металлических листов.

К основным недостаткам относятся: сложность в работе и высокая стоимость аппаратов. Работа с TIG требует опыта и подготовки, поэтому больше подходит для профессионалов. Также к недостаткам можно отнести ручной вид подачи присадки.

MIG-MAG

Полуавтоматический вид сварки чаще используют на промышленных предприятиях. В домашних условиях применяют при кузовном ремонте автомобиля. Работы проводят на сварочных полуавтоматах инверторного или трансформаторного типа.

Основной принцип работы заключается в следующем: вместо электрода из разъема сварочной горелки аппарата автоматически подается тонкая проволока. Попадая в газовую среду она образует прочный шов. При работе проволокой с защитным флюсовым или порошковым покрытием газ можно не использовать. Силу тока и скорость подачи проволоки можно настраивать вручную.

На профессиональных аппаратах используют катушки с проволокой 5–15 кг, на бытовых — от 1 до 5 кг. Для промышленных предприятий удобнее использовать MIG-MAG, так как проволочная система в разы увеличивает производительность. Для сварки с газом берут сплошную проволоку из чугуна, стали, меди, алюминия. Без газа — порошковую и флюсовую.

Основной материал, для которого используют MIG-MAG, — это черный металл. К нему относятся сталь и чугун. Также применяют для алюминия и легированной стали.

Чем хороша сварка MIG-MAG и в чем ее недостатки

Основные преимущества MIG-MAG:

  • высокая производительность — не нужно тратить время на замену электрода;
  • отсутствие шлакового следа — после сварки шов имеет эстетичный вид, отсутствует темная корка;
  • широкий диапазон сварочных токов — 50–500 А. Основной используемый интервал от 100 до 300 А.

Если перечислять недостатки, необходимо отметить массивность и дороговизну аппаратов, ограниченную работоспособность при ветре и невозможность применения в труднодоступных местах.

Если вы новичок, и только начинаете разбираться в тонкостях сварочных работ — электродуговая сварка ММА подойдет больше всего. Для ремонта кузова и сварки черного металла применяйте MIG-MAG. А для работы с цветными металлами используйте TIG.